|
Дидро Дени
Родился 5 октября 1713 года, Лангр.
Умер 31 июля 1784 года, Париж.
Французский философ материалист,
атеист, просветитель, писатель,
теоретик искусства, редактор “Энциклопедии,
или Толкового словаря наук, искусств и
ремесел”.
Дидро с позиций сенсуализма
полемизировал с рационалистической
философией Декарта, Мальбранша и
Лейбница, в частности с теорией
врожденных идей, видя в накопленных к
концу 18 века научных знаниях, основу
нового, опытного истолкования природы.
Дени Дидро - Жизнь и труды.
Юность. Годы учения.
Мать Дидро, урожденная Анжелика
Виньерон, была дочерью кожевника (и
сестрой каноника), а отец - Дидье Дидро -
ножовщиком. По желанию семьи юный Дени
готовил себя к духовной карьере, в 1723-28
учился в лангрском иезуитском коллеже,
а в 1726 стал аббатом. В этот период он был
религиозен, часто постился и носил
власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в
Париж для завершения образования. По
некоторым свидетельствам, он учился
там в янсенистском коллеже д'Аркур, по
другим - в иезуитском коллеже Людовика
Великого. Предполагают также, что Дидро
посещал оба этих учебных заведения и
что именно взаимные нападки иезуитов и
янсенистов отвратили его от избранной
стези. В 1732 он получил магистерскую
степень на факультете искусств
Парижского университета, подумывал
сделаться адвокатом, но предпочел
свободный образ жизни.
Брак. Начало творческой деятельности
В 1743 Дидро женился на Анне-Туаннете
Шампьон, содержавшей вместе с матерью
полотняную лавку. Брак не мешал ему
увлекаться другими женщинами. Наиболее
глубокое чувство он испытал к Софи
Воллан, с которой познакомился в
середине 1750-х годов; привязанность к
ней он сохранил до самой смерти. Первое
время после женитьбы Дидро зарабатывал
переводами. В 1743-48 он перевел с
английского "Историю Греции" Т.
Стениана, "Опыт о достоинстве и
добродетели" Э. Э. К. Шефтсбери, "Медицинский
словарь" Р. Джеймса. Тогда же были
написаны первые его работы,
свидетельствовавшие не столько о
зрелости, сколько о смелости
начинающего автора: "Философские
мысли" (1746), "Аллеи, или прогулка
скептика" (1747, опубликована), "Нескромные
сокровища" (1748), "Письма о слепых в
назидание зрячим" (1749). Судя по ним к
1749 Дидро уже был деистом, а затем
убежденным атеистом и материалистом.
Вольнодумные сочинения Дидро
послужили причиной его ареста и
заключения в Венсеннский замок (июль -
октябрь 1749).
Дидро и энциклопедия.
В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф.
Ле Бретона появилась идея перевести на
французский язык "Энциклопедию, или
Всеобщий словарь ремесел и наук"
англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его
компаньоны (А. К. Бриассон, М. А. Давид и
Дюран) после неудачного опыта с первым
главным редактором - аббатом Ж. П. Де Гуа
де Мальвом - решились в 1747 доверить свое
начинание Дидро и Д'Аламберу.
Неизвестно, кому в точности - Дидро, Д'Аламберу
или аббату де Гуа - принадлежала идея
отказаться от публикации слегка
измененной версии английского словаря
и подготовить самостоятельное издание.
Но именно Дидро придал "Энциклопедии"
тот размах и полемический запал,
который сделал ее манифестом эпохи
Просвещения.
На протяжении последующих 25 лет Дидро
оставался во главе разросшейся до 28
томов (17 томов статей и 11 томов
иллюстраций) "Энциклопедии",
которую ему удалось провести через все
рифы. А их было не мало: и уже упомянутое
тюремное заключение в 1749, и
приостановка публикации в 1752, и кризис
в 1757-59, приведший к уходу Д'Аламбера и
временному запрету издания, и
фактическая цензура последних 10 томов
Ле Бретоном. В 1772 первое издание "Энциклопедии"
было в основном завершено; в ней
сотрудничали, помимо Дидро (он написал
ок. 6000 статей) и Д'Аламбера, такие гении
Просвещения, как Руссо, Вольтер,
Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи
по конкретным разделам писали мастера
и знатоки своего дела: скульптор Э. М.
Фальконе, архитектор Ж. Ф. Блондель,
грамматики Н. Бозе и С. Ш. Дю Марсе,
гравер и рисовальщик Ж. Б. Папийон,
естествоиспытатели Л. Добантон и Н.
Демаре, экономист Ф. Кенэ. Итогом явился
универсальный свод современных знаний.
При этом в статьях на политические темы
ни одной из форм правления не
отдавалось предпочтения, похвалы
Женевской республике сопровождались
оговоркой о том, что такая организация
власти подходит лишь стране с
небольшой территорией. Одни статьи (точнее,
их авторы) поддерживали ограниченную
монархию, другие - абсолютную, видя в
ней гаранта всеобщего благоденствия.
За подданными признавалось право
сопротивляться деспотам, а королям
вменялось в обязанность подчиняться
закону, отстаивать веротерпимость и
помогать бедным. Критикуя образ жизни
вельмож, "Энциклопедия"
признавала ,однако, необходимость
социальной иерархии в обществе (статья
"Роскошь" Ж. Ф. де Сен-Ламбера).
Буржуа критиковались за жадность и
тягу к приобретению должностей, а
откупщики и финансисты признавались
паразитической частью третьего
сословия. Желая содействовать
облегчению участи простого народа,
энциклопедисты не призывали, однако, к
установлению демократии во Франции;
они обращались именно к правительству,
когда говорили о необходимости
справедливого налогообложения,
реформы образования, борьбы с нищетой.
Дидро-философ.
В 1751 Дидро опубликовал "Письмо о
глухих и немых в назидание тем, кто
слышит" рассматривая в нем проблему
познания в контексте символики жестов
и слов. В "Мыслях об объяснении
природы" (1753), созданных по образу и
подобию "Нового Органона" Ф.
Бэкона, Дидро с позиций сенсуализма
полемизировал с рационалистической
философией Декарта, Мальбранша и
Лейбница, в частности с теорией
врожденных идей, видя в накопленных к
концу 18 в. научных знаниях (открытия
Бернулли, Эйлеров, Мопертюи, Д'Аламбера,
Бюффона и др.), основу нового, опытного
истолкования природы.
Дидро - литератор и художественный
критик.
В 50-е годы Дидро опубликовал две пьесы -
"Побочный сын или Испытания
добродетели" (1757) и "Отец семейства"
(1758). Отказавшись в них от нормативной
поэтики классицизма, он стремился
реализовать принципы новой ("мещанской")
драмы изображающей конфликты между
людьми третьего сословия в обыденной
житейской обстановке. Главные
художественные произведения Дидро -
повесть "Монахиня" (1760, изд. 1796),
роман-диалог "Племянник Рамо"
(1762-1779, издан Гете на нем. яз. в 1805, на
франц. яз. вышел в 1823), роман "Жак-фаталист
и его хозяин" (1773, изд. на нем. яз. в 1792,
на франц. яз. в 1796) - остались
неизвестными многим его современникам.
Несмотря на разницу жанров, их
объединяют рассудочность, реализм,
ясный прозрачный стиль, чувство юмора,
а также отсутствие словесных украшений.
В них нашли выражение неприятие Дидро
религии и церкви, трагическое
осознание силы зла, а также
приверженность гуманистическим
идеалам, высоким представлениям о
человеческом долге.
Провозглашенные Дидро философские и
эстетические принципы проявляются и в
его отношении к изобразительному
искусству. Обзоры парижских Салонов
Дидро помещал с 1759 по 1781 в "Литературной
корреспонденции" своего друга Ф. М.
Гримма, рукописной газете,
рассылавшейся по подписке
просвещенным европейским монархам и
владетельным князьям. "Салоны"
Дидро также не были напечатаны при его
жизни; они выходили постепенно в 1795-1857 и
лишь в 1875-77 были впервые собраны
воедино в собрании его сочинений .
Дидро и Россия.
Екатерина II, едва вступив на престол,
предложила Дидро перенести в Россию
издание "Энциклопедии",
испытывавшее немалые трудности во
Франции. За жестом императрицы
скрывалось не только желание упрочить
свою репутацию, но и стремление
удовлетворить интерес российского
общества к "Энциклопедии". В
России вышли на протяжении 18 в. 25
сборников переводов из "Энциклопедии".
Отклонив предложение Екатерины II,
Дидро не лишился ее благосклонности. В
1765 она приобрела его библиотеку,
выплатив ему 50 тыс. ливров и
предоставив право пожизненного
хранения книг в своем доме в качестве
личного библиотекаря императрицы.
В 1773 Дидро по приглашению Екатерины II
посетил Россию. Он прожил в Петербурге
с октября 1773 по март 1774, был избран
иностранным почетным членом
Петербургской Академии наук (1773). По
возвращении написал ряд сочинений,
посвященных перспективам приобщения
России к европейской цивилизации.
Скептические высказывания в его "Замечаниях"
на наказ Екатерины II (целиком изданы в
1921) вызвали ярость Екатерины (рукопись
была доставлена в Петербург уже после
смерти философа).
Сочинения:
Собрание сочинений. М.; Л., 1935-47. Т. 1-10.
История в "Энциклопедии" Дидро и Д'Аламбера.
Л., 1978.
Сочинения. М., 1986-91. Т. 1-2.
Салоны. М., 1989. Т. 1-2.
Философия в "Энциклопедии" Дидро и
Д'Аламбера. М., 1994.
Euvres completes. Ed. M. Tourneux. Paris, 1875-77. V. 1-20.
Euvres politiques. Ed. P. Vemiere. Paris, 1963.
Correspondance. Ed. G. Roth, J. Varloot. Paris, 1956-70. V. 1-16.
Euvres completes. Ed. H. Dieckmann, J. Varloot, J. Proust. Paris, 1975.
Издание продолжается; из 33 вышло 22 тома.
Чикагский университет в рамках проекта
ARTFL (the Project for American and Frensh Research on the Treasury of
the French Language) поместил на Интернет
прототип 1 тома "Энциклопедии",
вышедшего в 1751 (http://tuna. Uchicago. edu/homes/mark/ENC
DEMO/board. html); за ним последуют остальные
тома.
Литература:
Луппол И. К. Дени Дидро М., 1934.
Дидро посвящено два журнала: "Diderot
Studies", выходил в Сиракьюс (США) с 1949 и с
1962 в Женеве, и "Recherches sur Diderot et sur
l'Encyclopedie", издаваемый с 1986 в Париже.
С. Я. Карп
|
|