Биография Галилея.
Галилей (Galilei) Галилео (15.2.1564, Пиза, —
8.1.1642, Арчетри, близ Флоренции),
итальянский физик, механик и астроном,
один из основателей естествознания,
поэт, филолог и критик.
Галилей принадлежал к знатной, но
обедневшей флорентийской семье. Отец
его, Винченцо, известный музыкант,
оказал большое влияние на развитие и
формирование способностей Галилея До
11 лет Галилей жил в Пизе, посещал там
школу, затем семья переселилась во
Флоренцию. Дальнейшее воспитание
Галилея получил в монастыре
Валломброса, где был принят
послушником в монашеский орден. Здесь
познакомился с работами латинских и
греческих писателей. Под предлогом
тяжёлой глазной болезни отец взял
сына из монастыря. По настоянию отца в
1581 Галилей поступил в Пизанский
университет, в котором изучал
медицину. Здесь он впервые
познакомился с физикой Аристотеля, с
самого начала показавшейся ему
неубедительной. Галилей обратился к
чтению древних математиков — Евклида
и Архимеда. Архимед стал его настоящим
учителем. Увлечённый геометрией и
механикой, Галилей бросил медицину и
вернулся во Флоренцию, где провёл 4
года, изучая математику. Результатом
этого периода жизни Галилея были
небольшое сочинение «Маленькие весы»
(1586, изд. 1655), в котором описаны
построенные Галилеем
гидростатические весы для быстрого
определения состава металлических
сплавов, и геометрическое
исследование о центрах тяжести
телесных фигур. Эти работы принесли
Галилею первую известность среди
итальянских математиков. В 1589 он
получил кафедру математики в Пизе,
продолжая научную работу. В рукописях
сохранился его «Диалог о движении»,
написанный в Пизе и направленный
против Аристотеля. Часть выводов и
аргументация в этой работе ошибочны, и
Галилей впоследствии от них отказался.
Но уже здесь, не называя имени
Коперника, Галилей приводит доводы,
опровергающие возражения Аристотеля
против суточного вращения Земли.
В 1592 Галилей занял кафедру математики
в Падуе. Падуанский период жизни
Галилея (1592—1610) — время наивысшего
расцвета его деятельности. В эти годы
возникли его статические
исследования о машинах, где он исходит
из общего принципа равновесия,
совпадающего с принципом возможных
перемещений (см. Возможных
перемещений принцип), созрели его
главные динамические работы о законах
свободного падения тел, о падении по
наклонной плоскости, о движении тела,
брошенного под углом к горизонту, об
изохронизме колебаний маятника. К
этому же периоду относятся
исследования о прочности материалов,
о механике тел животных; наконец, в
Падуе Галилей стал вполне убеждённым
последователем Коперника. Однако
научная работа Галилея осталась
скрытой от всех, за исключением друзей.
Лекции Галилея читались по
традиционной программе, в них
излагалось учение Птолемея. В Падуе
Галилей опубликовал только описание
пропорционального циркуля,
позволяющего быстро производить
различные расчёты и построения.
В 1609, на основании дошедших до него
сведений об изобретённой в Голландии
зрительной трубе, Галилей строит свой
первый телескоп, дающий
приблизительно 3-кратное увеличение.
Работа телескопа демонстрировалась с
башни св. Марка в Венеции и произвела
громадное впечатление. Вскоре Галилей
построил телескоп с увеличением в 32
раза. Наблюдения, произведённые с его
помощью, разрушили «идеальные сферы»
Аристотеля и догмат о совершенстве
небесных тел: поверхность Луны
оказалась покрытой горами и изрытой
кратерами, звёзды потеряли свои
кажущиеся размеры и впервые была
постигнута их колоссальная
удалённость. У Юпитера обнаружилось 4
спутника, на небе стало видно
громадное количество новых звёзд.
Млечный Путь распался на отдельные
звёзды. Свои наблюдения Галилей
описал в сочинении «Звёздный вестник»
(1610—11), которое произвело
ошеломляющее впечатление. Вместе с
тем началась ожесточённая полемика.
Галилей обвиняли в том, что всё
виденное им — оптический обман,
аргументировали и просто тем, что его
наблюдения противоречат Аристотелю, а
следовательно, ошибочны.
Астрономические открытия послужили
поворотным пунктом в жизни Галилеля:
он освободился от преподавательской
деятельности и по приглашению герцога
Козимо II Медичи переселился во
Флоренцию. Здесь он становится
придворным «философом» и «первым
математиком» университета, без
обязательства читать лекции.
Продолжая телескопические наблюдения,
Галилей открыл фазы Венеры, солнечные
пятна и вращение Солнца, изучал
движение спутников Юпитера, наблюдал
Сатурн. В 1611 Галилей ездил в Рим, где
ему был оказан восторженный приём при
папском дворе и где у него завязалась
дружба с князем Чези, основателем
Академии деи Линчеи («Академии
Рысьеглазых»), членом которой он стал.
По настоянию герцога Галилей
опубликовал своё первое
антиаристотелевское сочинение — «Рассуждение
о телах, пребывающих в воде, и тех,
которые в ней движутся» (1612), где
применил принцип равных моментов к
выводу условий равновесия в жидких
телах.
Однако в 1613 стало известно письмо
Галилей к аббату Кастелли, в котором
он защищал взгляды Коперника. Письмо
послужило поводом для прямого доноса
на Галилея в инквизицию. В 1616
конгрегация иезуитов объявила учение
Коперника еретическим, книга
Коперника была включена в список
запрещенных. Имя Галилея в
постановлении не было названо, но
частным образом ему было приказано
отказаться от защиты этого учения.
Галилей формально подчинился декрету.
В течение нескольких лет он принуждён
был молчать о системе Коперника или
говорить о ней намёками. Единственным
большим сочинением Галилеля за этот
период был «Пробирщик» (1623)—полемический
трактат по поводу трёх комет,
появившихся в 1618. В отношении
литературной формы, остроумия и
изысканности стиля это одно из
наиболее замечательных произведений
Галилея
В 1623 на папский престол под именем
Урбана VIII вступил друг Галилеля
кардинал Маффео Барберини. Для
Галилея это событие казалось
равносильным освобождению от уз
интердикта (декрета). В 1630 он приехал в
Рим уже с готовой рукописью «Диалога о
приливах и отливах» (первое название «Диалога
о двух главнейших системах мира»), в
котором системы Коперника и Птолемея
представлены в разговорах трёх
собеседников: Сагредо, Сальвиати и
Симпличо.
Папа Урбан VIII согласился на издание
книги, в которой учение Коперника
излагалось бы как одна из возможных
гипотез. После длительных цензурных
мытарств Галилей получил
долгожданное разрешение на
напечатание с некоторыми изменениями
«Диалога»; книга появилась во
Флоренции на итальянском языке в
январе 1632. Через несколько месяцев
после выхода книги Галилея получил
приказ из Рима прекратить дальнейшую
продажу издания. По требованию
инквизиции Галилей был вынужден в
феврале 1633 приехать в Рим. Против
Галилей был возбуждён процесс. На
четырёх допросах — от 12 апреля до 21
июня 1633 — Галилей отрекся от учения
Коперника и 22 июня принёс на коленях
публичное покаяние в церкви Maria Sopra
Minerva. «Диалог» был запрещен, а Галилель
9 лет официально считался «узником
инквизиции». Сначала он жил в Риме, в
герцогском дворце, затем в своей вилле
Арчетри, под Флоренцией. Ему были
запрещены разговоры с кем-либо о
движении Земли и печатание трудов.
Несмотря на папский интердикт, в
протестантских странах появился
латинский перевод «Диалога», в
Голландии было напечатано
рассуждение Галилея об отношениях
Библии и естествознания. Наконец, в 1638
в Голландии издали одно из самых
важных сочинений Галелея, подводящее
итог его физическим изысканиям и
содержащее обоснование динамики, — «Беседы
и математические доказательства,
касающиеся двух новых отраслей науки...".
В 1637 Галель ослеп. Он умер 8 января 1642. В
1737 была исполнена последняя воля
Галилея — его прах был перенесён во
Флоренцию в церковь Санта-Кроче, где
он был погребён рядом с Микеланджело.
Влияние Галилеля на развитие механики,
оптики и астрономии в 17 в. неоценимо.
Его научная деятельность, огромной
важности открытия, научная смелость
имели решающее значение для победы
гелиоцентрической системы мира.
Особенно значительна работа Галилея
по созданию основных принципов
механики. Если основные законы
движения и не высказаны Галилель с той
чёткостью, с какой это сделал И. Ньютон,
то по существу закон инерции и закон
сложения движений были им вполне
осознаны и применены к решению
практических задач. История статики
начинается с Архимеда; историю
динамики открывает Галилель Он первый
выдвинул идею об относительности
движения (Галилея принцип
относительности), решил ряд основных
механических проблем. Сюда относятся
прежде всего изучение законов
свободного падения тел и падения их по
наклонной плоскости; законы движения
тела, брошенного под углом к горизонту;
установление сохранения механической
энергии при колебании маятника.
Галилель нанёс удар аристотелевским
догматическим представлениям об
абсолютно лёгких телах (огонь, воздух);
в ряде остроумных опытов он показал,
что воздух — тяжёлое тело и даже
определил его удельный вес по
отношению к воде.
Основа мировоззрения Галилель —
признание объективного существования
мира, т. е. его существования вне и
независимо от человеческого сознания.
Мир бесконечен, считал он, материя
вечна. Во всех процессах, происходящих
в природе, ничто не уничтожается и не
порождается — происходит лишь
изменение взаимного расположения тел
или их частей. Материя состоит из
абсолютно неделимых атомов, её
движение — единственное,
универсальное механическое
перемещение. Небесные светила подобны
Земле и подчиняются единым законам
механики. Всё в природе подчинено
строгой механической причинности.
Подлинную цель науки Галилель видел в
отыскании причин явлений. Согласно
Галилелю, познание внутренней
необходимости явлений есть высшая
ступень знания. Исходным пунктом
познания природы Галилель считал
наблюдение, основой науки — опыт.
Отвергая попытки схоластов добыть
истину из сопоставления текстов
признанных авторитетов и путём
отвлечённых умствований, Галилель
утверждал, что задача учёного — «...
это изучать великую книгу природы,
которая и является настоящим
предметом философии» («Диалог о двух
главнейших системах мира птоломеевой
и коперниковой», М. — Л., 1948, с. 21). Тех,
кто слепо придерживается мнения
авторитетов, не желая самостоятельно
изучать явления природы, Галилель
называл «раболепными умами», считал
их недостойными звания философа и
клеймил как «докторов зубрёжки».
Однако, ограниченный условиями своего
времени, Галилель не был
последователен; он разделял теорию
двойственной истины и допускал
божественный первотолчок.
Одарённость Галилеля не
ограничивалась областью науки: он был
музыкантом, художником, любителем
искусств и блестящим литератором. Его
научные трактаты, большая часть
которых написана на народном
итальянском языке, хотя Галилей в
совершенстве владел латынью, могут
быть отнесены также к художественным
произведениям по простоте и ясности
изложения и блеску литературного
стиля. Галилей переводил с греческого
языка на латынь, изучал античных
классиков и поэтов Возрождения (работы
«Заметки к Ариосто», «Критика Тассо»),
выступал во Флорентийской академии по
вопросам изучения Данте, написал
бурлескную поэму «Сатира на носящих
тогу». Галилей — соавтор канцоны А.
Сальвадори «О звёздах Медичей» —
спутниках Юпитера, открытых Галилеем
в 1610.
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
По всем вопросам обращаться Gumanitarist@narod.ru |
|||||||||||||||||||||||||||