Биография и политическая жизнь Ивана грозногоДетство и юность Ивана Грозного. Двадцатилетний брак
великого князя Московского Василия III с
Соломонией Сабуровой был бесплоден.
Винить в этом только Соломонию нет
достаточных оснований. Известный
оппонент Ивана Грозного - изменник
князь Андрей Курбский написал, что отец
его врага Василий III искал знахарок и
колдунов, которые помогли бы ему
приобрести мужскую силу. В конце концов
великому князю с помощью митрополита
Даниила и покорной части духовенства
удалось отправить законную жену в
монастырь против ее воли и жениться на
юной обворожительной литовской княжне
Елене Глинской. Этот промежуток доставил стареющему
князю немало хлопот. И вот, наконец,
Елена оказалась беременной. Какой-то
юродивый Домитиан объявил ей, что она
будет матерью Тита, широкого ума, и 25
августа 1530 года в 7-ом часу ночи
действительно родился сын, названный
затем Иваном. Пишут, что в ту самую
минуту земля и небо потряслись от
неслыханных громовых ударов. Но это
было воспринято как добрый знак. Все
города отправили в Москву послов с
поздравлениями. Но царь после рождения
сына прожил совсем недолго. Он умер в 1534
году, и власть перешла к Елене Глинской.
В 1538 году и она скончалась, отравленная,
как принято считать, крамольными
боярами. Власть захватили бояре во
главе с Шуйскими. Ивана воспитывали
великие и гордые бояре на свою и на
детей своих беду, стараясь угодить ему
во всяком наслаждении. В 1540 году по инициативе митрополита
Иоасафа , освобождены были князь
Бельский, занявший место князя Ивана
Шуйского, удаленного на воеводство, и
удельный князь Владимир Андреевич
Старицкий с матерью. В 1542 году - новый
переворот в пользу Шуйских, в котором
погиб Бельский, поплатился кафедрой
митрополит Иоасаф, замененный
архиепископом новгородским Макарием .
Глава кружка, князь Андрей Михайлович
Шуйский, устранял возможные на Ивана
влияния со стороны не принадлежавших к
кружку лиц в крайне грубых формах (расправа
с Семеном Воронцовым во дворце на
глазах Ивана). В 1543 году царь впервые
показал свой характер, велев схватить
главного из Шуйских - Андрея. В 1543 году
13-летний Иван восстал против бояр,
отдал на растерзание псарям князя
Андрея Шуйского, и с тех пор бояре
начали бояться Ивана. Власть перешла к
Глинским - Михаилу и Юрию, дядям Ивана,
устранявшим соперников ссылками и
казнями и вовлекавшим в свои меры юного
великого князя, играя на жестоких
инстинктах, и даже поощряя их в Иване.
Не зная семейной ласки, страдая до
перепуга от насилия в окружавшей среде
в житейские будни, Иван с 5 лет выступал
в роли могущественного монарха в
церемониях и придворных праздниках:
превращение собственной позы
сопровождалось таким же превращением
ненавидимой среды - первые наглядные и
незабываемые уроки самодержавия.
Направляя мысль, они воспитывали
литературные вкусы и читательскую
нетерпеливость. В дворцовой и
митрополичьей библиотеке, Иван книгу
не прочитывал, а из книги вычитывал все,
что могло обосновать его власть и
величие прирожденного сана в
противовес личному бессилию перед
захватом власти боярами. Ему легко и
обильно давались цитаты, не всегда
точные, которыми он пестрил свои
писания; за ним репутация
начитаннейшего человека XVI века и
богатейшей памяти.
На семнадцатом году жизни, Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и также он выступил с речью о том, что хочет принять титул царя. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Но ряд крупных пожаров в Москве весной - летом 1547 года прерывают столь торжественно начавшееся царствование Ивана IV. Восстание против Глинских.Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее. Одним из сильных впечатлений царя в юности были "великий пожар" и Московское восстание 1547 года. Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 года, продолжавшийся 10 часов. Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар. Другой слух, подогревший страсти, - о
походе на Русь крымского хана. Царь с
двором вынужден был уехать в
подмосковное село Воробьево, Глинские -
Михаил и Анна - бежать в подмосковные
монастыри. Открытое восстание началось
26 июня. После вечевого сбора горожане
двинулись в Кремль и потребовали
выдачи Глинских, Были разгромлены их
дворы, убит один из Глинских - Юрий. Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий, образованнейший человек того времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50-х годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. В окружении Ивана IV находился и незнатный по происхождению дворянин Алексей Федорович Адашев. К началу 1549 года влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного впоследствии Андреем Курбским "Избранной Радой". Сильвестр "детскими страшилами" по выражению Ивана, толкнул его на путь покаяния и попытки очистить себя и страну от всякого зла с помощью новых советников, которые были подобраны по указаниям Сильвестра и составили "избранную раду", заслонившую собою боярскую думу в текущем управлении и законодательстве. Ее значение бесспорно для 50-х годов, но не безгранично, так как осложнялось и ослаблялось влияниями Захарьиных и митрополита Макария. В сохранившихся известиях совершенно скрыта та большая подготовительная работа, которая началась с этого времени, с 1550 года позволила осуществить ряд крупных государственных мероприятий и захватила не только самого Ивана и его сотрудников, но и в неправительственные круги общества, вызвав в нем обсуждение основных вопросов внутренней и внешней политики обновляющегося Московского царства. Затрагивались и разноречиво решались вопросы о значении светской аристократии, крупного землевладения, духовенства, монастырей, поместного класса, самодержавия, земского собора и др. Личное участие Ивана сообщило первому правительственному выступлению на пути реформ некоторый внешний драматизм и обратило его в осуждение эпохи боярского правления и малолетства царя, которая оценивалась как время государственного нестроения и народных страданий. С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI века Кроме них, в разработке и проведении реформ также участвовали "думцы" Захарьины, Д.И.Курлятев, И.В.Шереметев, А.И.Курбский. Реформы центральных и местных органов власти при Иване Грозном. К февралю 1549 года
относится начало деятельности на Руси
Земских соборов - сословно-представительных
органов. "Земские соборы, - писал Л.В.Черепнин,
- это орган,пришедший на смену вечу",
воспринявший древнерусские "традиции
участия общественных групп в решении
правительственных вопросов", но
заменивший "элементы демократизма
началами сословного представительства". Местное управление не представляло
собой единообразия, а принимало
различные формы в зависимости от
социального состава той или иной
местности. Уже в Судебнике 1550 года
затрагиваются существенные вопросы
землевладения. В частности,
принимаются постановления,
затрудняющие дальнейшее существование
вотчинных земель. Однако главные изменения в социально-экономической
сфере были направлены на обеспечение
землей служилых людей - дворян. В 1551
году на Стоглавом соборе Иван IV заявил
о необходимости перераспределения ("переверстания")
земель между землевладельцами: "у
кого лишек, ино недостаточного
пожаловати". Под "недостаточными"
подразумевались служилые люди. Для
проведения упорядочения земель
предпринимается их всеобщая перепись.
В процессе ее осуществления прежнее
подворное налоговое обложение
заменялось поземельным. На основных
территориях вводилась новая единица
обложения - "большая соха". Ее
размеры колебались в зависимости от
социального положения землевладельца:
на соху черносошного крестьянина
приходилось меньше земли, но больше
налогов. Ущемлялись также интересы
церкви, зато в привилегированном
положении оказывались помещики. Основу вооруженных сил
составляло теперь конное ополчение
землевладельцев. Помещик или вотчинник
должен был выходить на службу "конно,
людно и оружно". Кроме них,
существовали служилые люди "по
прибору" (набору): городская стража,
артиллеристы, стрельцы. Сохранялось и
ополчение крестьян и горожан - посоха,
несшая вспомогательную службу. Присоединение Астраханского и Казанского ханства. Первоочередной задачей
в середине XVI века стала борьба с
Казанским ханством, непосредственно
граничившим с русскими землями и
державшим в своих руках волжский
торговый путь. Первоначально казанский
вопрос пытались решить
дипломатическим путем, посадив на
престол московского ставленника.
Однако это закончилось неудачей, как,
впрочем, и первые походы (1547- 1548; 1549-1550). В результате взрывов бочек пороха,
заложенных в подкопы, был разрушен
большой участок стены, и 2 октября
Казань была взята штурмом. Присоединение Поволжья создало также предпосылки для дальнейшего освоения земель на востоке. Теперь путь лежал в Сибирь, привлекавшую громадными запасами пушнины. В 50-х годах XVI века сибирский хан Едигер признал себя вассалом России, но пришедший затем к власти хан Кучум разорвал эти отношения. Большую роль в продвижении в Сибирь сыграли купцы и промышленники Строгановы, получившие обширные владения по рекам Каме и Чусовой. Для охраны своих владений они построили ряд городов-крепостей, создали населенные "охочими людьми" - казаками - военные гарнизоны. Около 1581-1582 годов (относительно этой даты существуют разногласия) Строгановы снарядили за Урал военную экспедицию казаков и ратных людей из городов. Во главе этого отряда (около 600 человек) стал атаман Ермак Тимофеевич. Перейдя Уральские горы, он дошел до
Иртыша, а под самой столицей Кучума -
Кашлык - состоялось решающее сражение.
Разноплеменное ханское войско не
выдержало казачьего натиска и
разбежалось. Ермак вошел в Кашлык и
стал собирать ясак (дань) с сибирских
жителей. Однако победа казаков
оказалась непрочной, к тому же через
несколько лет Ермак погиб. Поход его не
привел к непосредственному
присоединению Сибири, но начало этому
было положено. Уже со второй половины 80-х
годов в западной части Сибири строятся
города и крепости: Тюмень, Тобольский
острог, Сургут, Томск. Административным
центром Сибири становится Тобольск,
куда назначался воевода. Он ведал
сбором ясака, наблюдал за торговлей и
промыслами, в его распоряжении
находились стрельцы, казаки, другие
служилые люди. В Сибирь двинулись и
колонизационные потоки русского
крестьянства, принесшие с собой и
традиции русского земского
самоуправления.
На первом Земском соборе,
Иван IV Грозный принял решение о
создании нового правового кодекса -
Судебника. В основу был положен
предыдущий Судебник 1497 года. Стоглавый собор 1551 года. Процесс усиления
государственной власти неизбежно
вновь выдвигал вопрос о положении
церкви в государстве. Царская власть,
источники доходов которой были
немногочисленными, а расходы велики, с
завистью смотрела на богатства церквей
и монастырей. По решению собора прекратилось
царское вспомоществование монастырям,
имеющим села и другие владения. Стоглав
запретил из монастырской казны давать
деньги в "рост" и хлеб в "насп",
т.е. - под проценты, чем лишил монастыри
постоянного дохода.
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
По всем вопросам обращаться Gumanitarist@narod.ru |
|||||||||||||||||||||||||||