|
Воспитание рыцарей.
Пажи и оруженосцы
Чем более рыцарство приобретало
славы, значения и блеска, тем сложнее
делался прием молодых кандидатов,
жаждавших вступить в это благородное
звание. Только родовой по отцу и матери
дворянин, достигший 21 года, мог попасть
в рыцари. Но одного дворянского
происхождения было далеко
недостаточно; необходимость требовала
строгим и суровым воспитанием с самых
юных лет приготовиться к перенесению
воинских трудов, необходимо было
основательное изучение всех рыцарских
обязанностей. Долгими испытаниями на
низших степенях поступавшему
следовало доказать, что его мужество и
доблесть в состоянии поддержать честь
и славу сословия, в которое он желал
поступить.
- Пажи. Воспитание лица,
предназначенного в рыцарское звание,
начиналось с детства; игры и занятия
ребенка должны были развивать в нем
воинственный дух. Вооруженный колом,
имитирующим копье, и воображая
каждое дерево врагом, он сражался с
частоколом родового поместья, и
испытывал таким образом рождавшуюся
силу для будущих воинских успехов.
Зима особенно способствовала
подобным забавам: собрав товарищей-однолеток,
он сооружал из снега укрепления и
башни, осаждал или оборонял их, и под
рукой его рассыпались снежные ограды.[1]
В таких играх уже пророчили молодцу
то высокое звание, которое Бог и
счастье уготовят ему в свое время.
- Семи лет ребенок переходил из
женских рук в мужские, и за
начальными уроками под родительским
кровом дворянство, по заведенному
обычаю, отсылало своих детей к
главнейшим рыцарям, с которыми
считалось в дружбе или родстве. Их
советы и пример составляли истинное
и окончательное воспитание,
называвшееся доброй снедью (bonne
nourriture). Особою честью для себя считал
рыцарь, когда отец поручал ему
довершить образование сына.
- Расставаясь с сыном, иногда на
долгие годы, отец благословлял его и
высказывал при этом свои последние
наставления. Они заключаются в
следующем извлечении Маршанжи из
разных авторов:
- "Любезный сын,- говорил
поседевший в честной службе старый
дворянин,- полно быть домоседом, пора
поступить тебе в школу подвигов, ибо
всякий молодой дворянин покидает
родительский кров, чтобы получить
доброе воспитание в чужой семье и
сделаться сведущим во всяком учении;
но, Бога ради, храни честь; помни, что
ты сын и не обесчести рода нашего;
будь храбр и скромен везде и со всеми,
потому что хвала в устах хвастуна
есть хула; кто во всем полагается на
Бога, того и взыщет Бог. Я припоминаю
слова одного пустынника, который
меня поучал; он говорил мне: гордость,
если бы она была во мне, истребила бы
все, хотя бы я обладал всеми
царствами Александра, хотя бы был
мудр, как Соломон, и храбр, как
троянский герой Гектор. В собраниях
говори последним и первым бейся в бою;
хвали заслуги твоих собратьев:
рыцарь умалчивающий о доблестях
собрата - грабитель его.
- Любезный сын, еще прошу тебя - будь
кроток и добр к низшим; они
возблагодарят тебя сторицей против
высших, получающих все, как должное
им по праву; низший почтен будет
твоей обходительностью и сделает
тебя повсюду именитым и славным".
- В минуту разлуки мать юноши дарила
ему связанный ею в зимние вечера
кошелек с небольшими деньгами, и
затем повязывала на шею сына издавна
хранимый ею ковчежец с мощами, чтобы
предохранить его от заговора,
напасти и порчи.
- Юноша уезжал верхом на парадной
лошади, в сопровождении старого
служителя. По прибытии в замок своего
патрона, он получал звание пажа или
валета. Обязанности этого звания не
заключали в себе в те времена ничего
унизительного: это была услуга за
услугу, хотя паж, собственно,
исполнял обязанности нынешнего
слуги. Пажи сопровождали патрона и
его супругу на охоте, в путешествиях,
в гостях, на прогулках, были на
посылках и даже служили за столов
Почтительно, с поникшим взором,
молодой паж, повинуясь, учился
повелевать и, всегда храня глубока
молчание, отвечать на вопросы умно.
Помогая камергеру, он обязан был
устилать комнату своего патрона
зимой соломой, а летом тростником,
содержать в порядке его кольчуги и
конское вооружение, приготовлять
омовения странствующим рыцарям.
- Предметом первых уроков пажа была
религия, уставы которой он не только
должен был соблюдать, как и всякий
христианин, но и охранять их ценой
жизни и смерти. Преподавателем этого
важного предмета юным пажам
обыкновенно была одна из самых
благородных, набожных и
добродетельных дам замка. Уроки
религии внушали им к священным
предметам неизгладимое уважение; в
то же время кротость, любезность и
достоинства преподавательниц
порождали в сердцах слушателей
внимание и почтительность к
прекрасному полу, что составляло
отличительную черту рыцарства.
Пример дам и рыцарей, которым пажи
служили, постоянно поддерживал в них
скромность и благонравие. Вот
источник внешней грации, столь
необходимой в общественных
сношениях и которую можно почерпнуть
только в обществе. Но более всего
старались развить в пажах почтение к
величественному характеру рыцарства
и благоговение к тем доблестям,
которые возводят в это звание. Самые
игры и удовольствия способствовали
такому преднамеренному образованию:
они заранее приучались к разнородным
турнирам и вообще к рыцарским
обязанностям. Так, например, они
смиряли непокорных коней, бегали в
тяжелых латах, перескакивали ограды,
бросали дротики и приучались владеть
копьем и биться с деревянным рыцарем.
- Они строили иногда городки и брали
их приступом; городки эти назывались
именами некоторых местностей
Палестины: они осаждали глиняный
Вавилон, брали дерновую Антиохию,
Мемфис из хвороста. Поляна снабжала
их султанами, а роща - стрелами: все
это было зарей их будущей славы.[2]
- Вслед за воинственными играми шли
разговоры о войне, об охоте, об
искусстве вынашивать птиц и
дрессировать собак. Иногда учили
молодого пажа играть в шахматы или
петь под аккомпанемент лиры песню
любви или военной славы. Наконец,
соревнование, столь необходимое во
всех возрастах и состояниях,
усиливалось с каждым днем, или из
желания перейти на службу к другому,
более знаменитому и более уважаемому
рыцарю, или из желания попасть в
оруженосцы того же дома: часто это
был последний шаг в рыцари.
- Дворы и замки были превосходными
школами любезности, обходительности
и других доблестей не только для
пажей и оруженосцев, но и для молодых
девушек. Там они с ранних пор изучали
свои будущие обязанности. Там
развивали и совершенствовали в них
грацию и те нежные чувства, для
которых они созданы, кажется, самой
природой. Молодые девушки учились
там оказывать будущим своим мужьям
те услуги, какие вправе ожидать
знаменитый воин от нежной супруги.
Они первые смывали с рыцарей пыль и
кровь, кровь, пролитую за них же. Дамы
и девицы учились ботанике и хирургии,
и с горячим участием и ловкостью
оказывали раненым необходимую
помощь.
- Оруженосцы. Чтобы показать
молодежи назначение меча,- при
переходе пажа в оруженосцы, когда меч
впервые влагался ему в руки,-
совершали религиозный обряд.
- Отец и мать, или восприемники, держа
восковые свечи, подводили к алтарю
вышедшего из пажей.
Священнослужитель брал с престола
меч и пояс и, благословив их
несколько раз, препоясывал молодого
дворянина.
- Оруженосцы разделялись на классы
сообразно налагаемым на них
обязанностям, как то: на оруженосцев,
находившихся при особе рыцаря или
его супруги (первая из должностей
была выше), на комнатных оруженосцев
или камергеров, на конюших или
шталмейстеров; на кравчих или
форшнейдеров; на мундшенков,
мундкохов и т. п. Почетнейшая из
должностей была должность
оруженосца, состоявшего при особе
рыцаря.
- В звании оруженосцев, которого
обыкновенно достигали в 14 лет,
молодые воспитанники ближе
допускались к своим сеньорам и
свободнее участвовали в их беседах,
поэтому лучше могли изучать образцы,
по которым должны были воспитываться.
Они с большим вниманием наблюдали за
ними, стараясь заслужить и
привязанность и угождая благородным
иностранцам и придворным своего
патрона; они стремились приобрести
грацию движений, приветливость,
вежливость, Скромность, благоразумие,
сдержанность в разговорах и
развязность, когда она была нужна.
- Форшнейдер присутствовал на пирах и,
ловко разрезая яства, опрятно
подавал их благородным гостям. В это
время он молча изучал искусство
говорить красиво. Товарищи его
заботились о столе: они приносили
блюда и надзирали за хлебом и вином;
все это делалось с постоянным
вниманием, чтобы присутствующие ни в
чем не нуждались. Они же подавали
мыться после обеда, убирали со стола
и, наконец, приготовляли следовавшие
после обеда удовольствия. Тогда они
присоединялись к обществу и
участвовали в нем вместе с девицами
из свиты почетных дам. Потом они
подавали лакомства, вина и другие
напитки. Вино пили и отходя ко сну,
это называлось на сон грядущий.
Затем оруженосцы провожали гостей в
назначенные им комнаты.
- Из этих должностей, которые были
только подготовкой к более трудной,
переходили в шталмейстеры.
Обязанность шталмейстеров состояла
в попечении о лошадях: такое занятие
не могло быть унизительным у
дворянства, сражавшегося только на
коне. Искусные конюшие обучали
лошадей ратным приемам и, имея под
своим начальством оруженосцев
помоложе, передавали им это
искусство. Оруженосцы же содержали
оружие своих господ в порядке и
чистоте, на случай надобности. И все
эти различные домашние обязанности
перемешивались с военной службой.
Оруженосец обязан был в полночь
обойти все комнаты и дворы замка.
Если рыцарь выезжал, оруженосцы
спешили к нему с услугами:
поддерживали стремя, подавали наручи,
перчатки, шлем, щит, копье и меч; латы
рыцарь должен был носить постоянно.
- Боевых рослых коней конюшие вели с
правой стороны, поэтому они
назывались destries, их подводили рыцарю
при виде неприятеля. Шлем и другие
оборонительные и наступательные
доспехи подавались рыцарю
оруженосцами; все они вооружали его с
одинаковой поспешностью. Так они
сами приучались вооружаться с
предусмотрительностью: собрать и
укрепить все связи лат, крепко надеть
шлем и закрепить забрало - требовало
и ловкости, и умения; часто от этого
зависели успех и безопасность
сражающихся. Оруженосцы принимали от
рыцаря шлем, копье, меч и проч., когда
он снимал их при входе в церковь или
при въезде в замок. В боях оруженосцы
становились позади своих рыцарей и
были как бы зрителями боя.
- Но оруженосцы были не совсем
праздными зрителями; их присутствие,
полезное для безопасности рыцарей,
не менее полезно было и для них самих.
При страшном столкновении двух рядов
рыцарей, устремлявшихся друг на
друга с опущенными копьями, одни -
раненные и опрокинутые - поднимались,
выхватывали свои мечи, топоры, булавы,
чтобы защититься и отомстить; другие
старались воспользоваться своим
преимущественным положением над
побитым неприятелем. Каждый
оруженосец внимательно следил за
действиями своего рыцаря; подавая
новое оружие, отражая наносимые
удары, поднимая его, подводя свежего
коня, он помогал своему рыцарю ловко
и усердно. Оруженосцам же вверяли
рыцари пленных, взятых в пылу
сражения. Тут молодой воин привыкал
защищаться и побеждать и узнавал,
способен ли он переносить столько
трудов и опасностей.
- Но слабую и неопытную молодежь не
подвергали таким опасностям, пока
заранее не узнавали, есть ли в ней
достаточно сил. Воинские игры, в
которых приобретается гибкость,
ловкость и сила, необходимые для боя,
скачка через кольцо и препятствия, на
конях и с копьями, задолго приучали
их к турнирам - слабому подобию войны.
Дамы находили особенное
удовольствие быть свидетельницами
этих игр и своим присутствием
возбуждали дух соревнования в
желавших отличиться.
- Домогавшийся рыцарского звания
соединял в себе необходимую для этой
трудной службы силу с ловкостью и
другими свойствами отличного
кавалера. Поэтому не удивительно, что
и звание оруженосца было в большом
почете. Значительная часть дворян не
имела другого звания; даже Карл VIII,
король французский, не считал
неприличным пожаловать в это звание
старшего своего сына.
- Обычай отдавать молодых людей в
учение другому рыцарю был основан на
справедливом опасении, что
родительская нежность не решится
подвергать своего сына тяжким
испытаниям, которые были необходимы
для рыцарской службы.
- По прошествии некоторого времени,
проведенного молодыми людьми в
исполнении обязанностей оруженосца
в замке патрона, они начинали
посещать дворы своих государей,
затем в военное время находились при
войске, а в мирное время
странствовали и отправляли
должности послов в отдаленных краях.
Таким образом они приобретали навык
владеть оружием, участвовали в
турнирах и знакомились с иноземными
обычаями. Эти три рода занятий
назывались les trois metiers des armes, а
исполнявший их porsuivants d'armes.
- В канун турниров проводились игры,
называвшиеся пробными турнирами,
приготовлением к большому турниру, в
которых лучшие оруженосцы
испытывали свои силы оружием более
легким, ломким и не так опасным, как
рыцарское. Оруженосцы porsuivants d'armes,
отличившиеся и удостоенные награды
на пробных турнирах, иногда получали
право участвовать и на больших, среди
славного сословия рыцарей. Это было
одной из ступеней, по которой
оруженосцы восходили к храму чести, т.
е. сами делались рыцарями.[3]
|
|