|
Валютная система XXI века и интересы
России
Развитие мирохозяйственных связей и
мировой валютной системы в 80-90-е годы
проходило под знаком усиления процесса
глобализации. Несомненный толчок этому
процессу был дан еще в 70-е годы
введением плавающих валютных курсов
валют. Важные условия для более
интенсивного процесса глобализации
возникли в 90-е годы, когда большая часть
стран отменила валютные ограничения по
международным текущим операциям, а
развитые государства Запада и
некоторые развивающиеся страны
устранили их и по операциям движения
капитала.
Эволюция мирового валютного порядка в
90-е годы соответствовала
неолиберальным идеям, которые получили
концентрированное выражение в так
называемом "Вашингтонском
консенсусе" (ВК). Он представлял
собой концепцию рыночного
реформирования экономики, которая была
в конце 80-х годов предложена
представителями академических кругов
США. Основным ее разработчиком стал
сотрудник вашингтонского Института
международной экономики Дж. Вильямсон.
В работах этого института концепция
получила свое конкретное завершение.
Идеи консенсуса были поддержаны МВФ,
МБРР, МаБР, а также Казначейством США и
Агентством международного развития.
Его теоретическую базу составила
концепция свободного рынка и
экономического неолиберализма. В
качестве главного препятствия на пути
стабильного экономического роста
идеологи ВК рассматривали активное
вмешательство государства в экономику,
а также неэффективность предприятий
государственного сектора несмотря на
предоставление им огромных субсидий.
Предложенные в 1989 году Дж. Вильямсоном
десять направлений реформ для стран
Латино-Карибской Америки, к его
собственному удивлению, стали через
несколько лет рассматриваться как
своего рода манифест неолиберальной
политики.
Структурные преобразования в духе ВК
стали составной частью "универсальных"
рекомендаций МВФ и были включены при
его содействии в программы
стабилизации экономики большинства
развивающихся государств и стран с
переходной экономикой. К этим
рекомендациям, приобретающим
императивный характер при
предоставлении Фондом кредита,
относятся соблюдение фискальной
дисциплины, сокращение
государственных расходов, прежде всего,
на оборону и субсидирование
предприятий, проведение налоговой
реформы, либерализация внешней
торговли и движения иностранного
капитала, приватизация и т.д.
В действительности же курс МВФ на
неолиберальную политику и структурные
преобразования получил ярко
выраженные очертания еще в середине 70-х
годов в связи с введением кредитов
расширенного финансирования. С
крушением системы фиксированных
курсов валют, введением плавающих
валютных курсов и подрывом "системной"
функции Фонд ввел этот вид кредитов,
который, с одной стороны,
соответствовал реалиям мирового
валютного порядка, а, с другой, стал
основным средством претворения в жизнь
тех его функций, которые обуславливают
политику либерализации экономики в
странах-заемщиках. Как ни
парадоксально, содействуя
глобализации через либерализацию, Фонд
в значительной мере способствовал тому,
что мировая валютно-финансовая система
в 90-е годы стала менее стабильной и
более уязвимой. Либерализация движения
капитала в развитых и многих
развивающихся государствах сделала
мировой валютный порядок более хрупким:
причиной кризисных потрясений стало
резкое изменение спроса и предложения
не только на валюту, но и на ссудный, в
том числе, фиктивный капитал.
Возрастание масштабов финансовых
кризисов в 90-е годы, сопровождаемое
затратными методами МВФ их
урегулирования, заставило мировое
финансовое сообщество, прежде всего,
страны "Группы 7" и МВФ, приступить
к поискам путей стабилизации
дерегулируемой мировой валютно-финансовой
системы. Однако эти пути были
сконцентрированы на принятии мер
эволюционного характера. Они не
предусматривают пересмотра
учредительного соглашения МВФ, в
котором закреплены все
организационные принципы построения и
функционирования мировой валютной
системы. К мерам перестроечного
характера относятся содействие
прозрачности и отчетности в
использовании бюджетных средств,
упрочение финансовых систем стран, в
том числе посредством лучшего надзора
и соответствующих механизмов
управления банкротством банков,
упорядоченная либерализация рынков
капитала, более полное вовлечение
частного сектора в предупреждение и
урегулирование финансовых кризисов,
обеспечение "адекватного"
рассмотрения "системных" проблем,
включая соответствующие режимы
валютных курсов и "адекватность"
ресурсов Фонда.
Существенным элементом "новой
архитектуры мировой валютной системы",
по мнению Директора МВФ, является
упрочение финансовых систем стран и
либерализация движения капиталов.
Термин "финансовая архитектура",
то есть устройство мировой финансовой
системы был озвучен в выступлении
президента США Б. Клинтона в Нью-Йоркском
совете по внешним связям (New York`s Council on
Foreign Relations) в сентябре 1998 года. Он назвал
финансовый кризис 1997 - 1998 годов "крупнейшим
финансовым вызовом, с которым мир
столкнулся за последние полвека" и
призвал страны "семерки" "адаптировать
международную финансовую архитектуру
к XXI столетию"1.
Старт для эволюционной направленности
реформы ямайской системы был
акцептован США. Министр финансов этой
страны заявил в апреле 1999 года, что "реформа
представляет собой не разовое
драматическое объявление, а набор
действий во времени"2. Следует
отметить, что США не поддержали идею
создания системы "целевых зон",
выдвинутую министром финансов
Германии О. Лафонтеном и поддержанную
министрами финансов Японии и Франции.
Такая система, по их мнению,
затрагивала бы свободу движения
капиталов и осложняла процесс введения
свободной конверсии валют.
Эволюционный характер перестройки
ямайского порядка соответствует
сценарию министра финансов
Великобритании Г. Брауна, подвергшего
критике Вашингтонский консенсус. Он
стал реальным после ослабления в 1999
году германским правительством своей
позиции в отношении создания мировой
валютной системы "целевых зон".
Сценарий реформирования мирового
валютного порядка был изложен Г.
Брауном в статьях "Новая глобальная
финансовая архитектура" и "Строительство
прочной мировой финансовой системы",
опубликованных, соответственно, в
октябре 1998 и апреле 1999 года, а также в
его речи в Школе управления им. Кеннеди
Гарвардского университета 15 декабря 1998
года3. В течение 50 лет, утверждал Г.
Браун, вся политика регулирования,
надзора и управления кризисами
формировалась без учета принципов
глобализации, а с ориентацией на
независимые национальные экономики с
отдельными национальными режимами
капиталов и ограниченным и медленным
движением капитала. "Теперь мы, -
считает Г. Браун, - вступили в эру
взаимозависимых и подвижных рынков
капитала. Отдельные экономики уже не
могут быть в стороне от массивных
стремительных и иногда
дестабилизирующих глобальных
финансовых потоков. Естественно, мы
должны дать ответ этому новому вызову,
нам нужна новая финансовая архитектура
и реформа как на национальном, так и на
глобальном уровнях: Новая финансовая
архитектура, предлагаемая нами, - это
кодексы поведения, новый глобальный
регулятор и международный меморандум
понимания, четко определяющий
ответственность за предупреждение и
урегулирование кризисов: Речь не идет о
новых институтах, а о том, как во
взаимозависимом мире мы ведем себя,
соблюдаем дисциплину и достигаем
решений более координируемым образом.
Ключевым вызовом, который стоит перед
нами:, является определение новых
правил игры, которые посредством
повышения кредитоспособности и
доверия инвесторов, способствуют
стабильности и процветанию"4.
В речи в Школе управления им. Кеннеди
Гарвардского университета 15 декабря 1998
года Г. Браун подверг критике
Вашингтонский консенсус 80-х годов,
охарактеризовав его как попытку
возврата к политике "laisser-faire",
поскольку он предполагал минимум
управления со стороны государства. К 1997
году неуправляемая мировая валютно-финансовая
система и неадекватный надзор привели
к тому, что она угрожала создать бум и
взрыв в глобальном масштабе. "Нам
нужно ответить, - утверждал Г. Браун, - на
вызов нового глобального хозяйства.
Наша цель должна состоять в создании
международной финансовой системы XXI-го
столетия, которая брала бы все блага
глобальных рынков и движения капиталов,
но сводила бы к минимуму риск крушения,
к максимуму выгоды для всех и в
наибольшей степени снижала уязвимость.
Консенсус 80-х годов с его узкими
взглядами на: дерегулирование должен
вылиться в новый консенсус 90-х годов с
новым и более широким акцентом на
конкуренцию, надзор и необходимые
условия для роста и занятости"5.
Реформирование мировой валютной
системы началось в конце 90-х годов и
включает принятие и внедрение
согласованных на международном уровне
кодексов и стандартов, а также
реформирование кредитной деятельности
МВФ. МВФ и МБРР должны обеспечивать
соблюдение странами этих кодексов и
стандартов надлежащей практики в сфере
валютно-финансовой политики стран. В 1998
году Временный комитет МВФ принял "Кодекс
надлежащей практики по обеспечению
прозрачности в бюджетно-налоговой
сфере", "Кодекс надлежащей
практики по обеспечению прозрачности в
денежно-кредитной и финансовой
политике: декларация принципов", в 1999
году - "Кодекс надлежащей практики
фискальной прозрачности: декларация
принципов", а в рамках ОЭСР был
разработан кодекс корпоративного
управления. В сентябре 1998 года был
создан совместный орган МВФ и МБРР -
Комитет по связям финансовых секторов (The
Financial Sector Liason Committee), который должен
стать ключевым элементом упрочения
финансовых систем стран.
Реформирование кредитной деятельности
МВФ предусматривает превращение этой
организации в институт предотвращения,
сдерживания и урегулирования
финансовых кризисов прежде всего в
странах с нарождающимися рынками. Для
этих целей, согласно плана США,
выдвинутого в декабре 1999 года, основное
место в кредитной деятельности Фонда
должно занять превентивное
финансирование в виде краткосрочных
кредитных линий для стран, которые
могут стать жертвой кризисной инфекции.
Доступ к такому виду финансирования
должны иметь только те страны, которые
следуют "надлежащей политике" и
выполняют согласованные на
международном уровне кодексы.
Упрочение ямайской системы
посредством кодексов и стандартов
надлежащей практики стран в сфере
валютно-финансовой политики должно в
итоге сместить акцент международного
финансового управления с
урегулирования кризисов к их
предотвращению и сдерживанию.
Введенный МВФ механизм превентивного
кредитования не всегда способен
оказывать стабилизирующее моральное
воздействие на поведение глобальных
инвесторов и ссудных капиталистов.
Массивные потоки спекулятивных
капиталов мирового денежного и
валютного рынка с оборотом 1,5 трлн. долл.
в день в состоянии молниеносно
поглотить такие кредиты через механизм
интервенций.
Реформируемая посредством введения
кодексов и стандартов ямайская система
не устраняет, однако, основные причины,
вызывающие финансовые кризисы. Свобода
движения капиталов в
глобализированном мировом хозяйстве
обеспечивает бульшие выгоды
транснациональным банкам, корпорациям,
которые имеют возможность переводить
их молниеносно с одного рынка на другой,
ввергая отдельные национальные
экономики, прежде всего, со слабой
финансовой и денежно-кредитной
системой в пучину финансовых кризисов.
При таком мировом порядке выгоды от
обвалов курсов национальных валют и
ценных бумаг будут получать глобальные
инвесторы, а объектами надзора и
регулирования должны быть по-прежнему
страны со слабой экономикой.
Постъямайская система XXI-го века не
устраняет причины, вызывающие
финансовые кризисы. Свобода конверсии
ведущих валют и движения капиталов в
более прозрачных и дисциплинированных
банковских и финансовых системах стран
- объектов регулирования МВФ и МБРР не
может предполагать несвободы
глобальных инвесторов направлять свои
свободные средства в ту страну, которая
в интересах национальной экономики
решила повысить уровень процентных
ставок. Насыщенная кодексами и
стандартами, она сохраняет
ассимметричный характер, поскольку
объектом надзора, стандартов и
кодексов должны выступать прежде всего
страны - заемщики МВФ и других
международных валютно-финансовых
организаций. Это в равной степени
относится к России, поскольку ее
правительство не ставит своей задачей
прекращение в среднесрочной
перспективе привлечения кредитов МВФ.
В апреле 2000 года совместно с экспертами
этой организации российское
правительство приступило к подготовке
десятилетней программы сотрудничества
с этой организацией6.
Реформа кредитной деятельности МВФ,
сопровождающаяся изъятием у него
фактически долгосрочных кредитов
расширенного финансирования, которые
выдаются под программы структурного
регулирования экономики, и передачей
их Мировому банку, прямо затрагивает
интересы России. Такая передача будет
означать существенное повышение их
стоимости, так как, в отличие от МВФ,
основу кредитных ресурсов МБРР
составляют облигационные займы на
частных рынках, а не бюджетные ресурсы
стран-членов.
Своеобразным субъектом регулирования
в постъямайской валютной системе XXI-го
века призваны выступать, в дополнение к
кодексам и стандартам, международные,
то есть глобальные, валютные и
финансовые рынки с их реакцией на
опубликованные Фондом результаты
надзора и консультаций с
правительством соответствующих стран
о выполнении ею кодексов и стандартов.
В силу относительного равенства
социально-политических и
экономических факторов,
обуславливающих стабильность денежно-кредитной
системы стран - резервных центров,
движение капиталов между этими
странами по-прежнему будет
мотивироваться различием в уровнях
процентных ставок. При этом денежно-кредитные
системы развитых стран неизменно будут
продолжать выступать в роли убежища
для капиталов, поступающих из
развивающихся стран и стран с
переходной экономикой.
В то же время развивающиеся страны и
страны с переходной экономикой должны
по-прежнему выполнять функции объектов
наиболее эффективного регулирования
МВФ, которое отличается императивным
характером в силу его увязки с
предоставлением кредитов Фонда. Для
таких стран, включая Россию,
опубликование Фондом своих
результатов надзора и степени
соблюдения заемщиком кодексов и
стандартов способно вызывать
негативную реакцию глобальных
валютных и финансовых рынков со всеми
вытекающими последствиями для страны -
объекта регулирования и становится
дополнительным, не менее эффективным,
методом регулирующего воздействия МВФ.
(C) Российская ассоциация международных
исследований
Кузнецов В.С
|
|