СТАЛИНИЗМ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ СССРНачало систематического преподавания гражданской истории в советской общеобразовательной школе относится к середине 30-х гг. До этого со времени большевистской революции 1917г. основную роль в приобщении учащихся к коммунистической идеологии играло обществоведение. Однако, с утверждением тоталитарно- большевистского режима, когда школа стала едва ли не самым "любимым детищем"(1) Сталина, особое значение приобретало преподавание истории. Разочаровавшись в идеалах интернационализма и мировой революции, Сталин переходил на позиции государственника. История была нужна ему для насаждения патриотизма, как традиционно русского, так и нового, советского. Кроме того, историю недавнего прошлого он стремился использовать и для возвышения собственной личности (2). Не исключено, что некоторую роль в повороте Сталина к преподаванию истории сыграл и пример Германии, где пришедший к власти национал- социализм быстро и успешно насаждал свои идеи через преподавание истории. Об эффективности нацистского опыта писал в 1934 г. советский журнал "Борьба классов".(3) Решительным поворотом к преподаванию истории стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. Как отмечал тогдашний нарком просвещения А.С. Бубнов, при его подготовке Сталин "взял инициативу на себя и сам непосредственно строчку за строчкой, букву за буквой, запятую за запятой отредактировал это решение".(4) В соответствии с ним вводилось изучение истории в школах, восстанавливались закрытые вскоре после революции исторические факультеты в университетах и ставилась задача подготовки учебников по истории. Одновременно сталинское руководство потребовало резкого усиления идеологического контроля за деятельностью учителей. А. Жданов говорил о необходимости того, чтобы в школах "каждого, кто посмел сказать что- либо (плохое.-А.Ц.) о Сталине или других вождях, взяли так в работу, чтобы он и не пикнул.. ."(5) Усиление контроля за школой по времени совпадало с волной массовых репрессий 1936-1938 гг., сопровождалось как крупными физическими потерями среди ученых и работников образования, так и резким снижением интеллектуального и нравственного потенциала всего преподавательского корпуса. Следствием этого стало создание нужной режиму тоталитарной школы. Важнейшим ее элементом должны были стать "стабильные учебники", от которых преподаватели не могли отступить ни на шаг. Однако первые учебники не оказались долговременными. Прокатившаяся в 1936-1938 гг. волна репрессий поглотила многих авторов, и также видных большевистских деятелей, имена которых изымались со страниц учебников. Оформление сталинской концепции истории страны с конца 19 в. и развития большевистской партии связано с выходом в 1938 г. книги "История ВКП (б). Краткий курс", которая была отредактирована лично Сталиным. Она стала "подлинной энциклопедией культа личности, теоретико-методологической основой и фундаментом сталинизма"(6). Эта книга была положена в основу сталинской интерпретации того периода истории, с которым были связаны жизнь и деятельность большевистского диктатора. С особенной полнотой "Краткий курс" отразился на содержании первого "стабильного" школьного учебника по истории для 10 класса средней школы, вышедшего в 1940 г. В нем Сталин изображался как безупречный революционер, как выдающийся организатор и руководитель борющихся трудящихся масс, как последовательный большевистский вождь, который совместно с Лениным создал большевистскую партию, разрабатывал ее теоретические основы, ковал "железную гвардию большевиков", стоял у истоков большевистской газеты "Правда", руководил Октябрьской революцией 1917 г. и сыграл выдающуюся роль в гражданской войне. В соответствии с насаждаемой концепцией "двух вождей", Сталин во всех революционных делах всегда был вместе с Лениным, его роль трактовалась как равновеликая Ленину. Став после смерти Ленина единственным вождем, Сталин, согласно интерпретации учебника, очистил партию от всех враждебных большевизму сил ("троцкистов", "зиновьевцев", "бухаринцев" и др.), возглавил дело индустриализации и создания колхозного строя, обеспечил успех "культурной революции" и тем самым привел страну к торжеству социализма, невиданной мощи и величию, а советский народ - к благосостоянию и счастливой жизни. Учебник изобиловал цитатами из работ Ленина, а еще больше-Сталина.(7) Учебники, издававшиеся в годы Великой Отечественной войны, повторяли издание 1940 г. В них лишь включались дополнения о недавних событиях войны, при этом непременно отмечалась выдающаяся роль Сталина не только как вождя, но и как полководца. Аналогично обстояло дело с учебниками, выходившими в первые послевоенные годы, вплоть до смерти Сталина в 1953 г. Учебник, изданный в 1954 г., продолжал утверждать, что "имя Сталина справедливо стоит рядом с именем величайших людей во о всей истории человечества-Маркса-Энгельса -Ленина.". С середины 50-х гг. откровенно сталинская интерпретация истории страны в ХХ в. была заменена неосталинистской трактовкой, в которой в основном сохранилась прежняя схема, но непогрешимыми руководителями всех преобразований назывались Ленин и созданная им коммунистическая партия. Лишь в 90-е гг. сталинская интерпретация новейшей истории страны была преодолена.
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
По всем вопросам обращаться Gumanitarist@narod.ru |
|||||||||||||||||||||||||||