Gumanitarist

загрузка...

Внимание, на сайте еще имеются статьи вашей тематики!!!

 

Советы психологов

- Защита от манипуляций
- Как распознать лжеца
- Что утомляет и гнетет человека
- Реабилитация наркоманов
- Кто есть начальник
- Кризис среднего возраста
- Определение характера человека по чертам лица

 Реклама

LBN100 Elite
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культура в тоталитарном обществе

Исследование тоталитарного общества, его особенностей, динамики его развития и гибели в последние десятилетия привлекли к себе внимание многих исследователей. В исторической науке сложилось несколько концептуальных, иногда взаимоисключающих подходов к изучению явления тоталитаризма. Нет единства в определении значения термина "тоталитаризм", определении хронологических и пространственных рамок явления.

Культура тоталитарного общества - один из наименее изученных аспектов тоталитаризма как такового. Вопросам развития культуры в рамках тоталитаризма посвящено ограниченное число исследований, в которых прежде всего рассматриваются лишь отдельные особенности функционирования культуры в тоталитарном обществе.

Даже при первом взгляде на культуру тоталитарного общества бросается в глаза ее самодостаточность. Тоталитарная культура враждебно относится ко всем внешним влияниям, к элементам культуры других стран, особенно в том случае, если иные страны представляют собой идеологически враждебные режимы, отрицающие тоталитарную замкнутость. Тоталитарный режим, как и вообще практически любой режим авторитарного и - тем более - тоталитарного типа, замкнут по своей природе. Влияния из внешнего мира, из "враждебного окружения" угрожают целостности тоталитарного режима, его внутреннему равновесию.

Идея автаркии, самодостаточности характерна практически для всех элементов существования тоталитарного государства и тоталитарного общества. Во многом это явление обусловлено самовосприятием общества как военного лагеря, как осажденной крепости, со всех сторон окруженной врагами. Уже поэтому экономическая система тоталитарной страны должна быть замкнута на себя, так как любая зависимость от внешних источников сырья или от импорта определенных товаров подрывает "обороноспособность Родины". Замкнутость общества ведет к постоянному поиску шпионов, скрытых врагов, которые активно пытаются нарушить целостность тоталитарной жизни.

Характерная для тоталитаризма целостность является важнейшим признаком общества тоталитарного типа. Целостность проявляется во всех областях жизни общества и функционирования государства. Благодаря целостности в обществе тоталитарного типа отсутствует оппозиция: всё общество представляет собой единую семью, точнее, армию, идущую через героические сражения с врагами к светлому будущему (коммунизму, Тысячелетней Империи и т.д.). Естественно, что в армии никакая оппозиция невозможна.

Милитаризация общественной жизни в тоталитарном обществе уже давно зафиксирована исследователями. Армия с ее четкостью действий и строгой иерархией воспринимается идеологами тоталитаризма как своеобразная идеальная модель общественной структуры. Любое общество тоталитарного типа построено по принципу иерархии; при этом иерархи чаще всего облачены в форму, военную или полувоенную (партийную). Идеалом для тоталитарного общества является введение форменной одежды для всех.

Милитаризация нашла отражение и в системе образования, и в культуре тоталитарного общества. Подготовка людей к героическим свершениям во имя светлого будущего, во имя защиты своего государства и его руководства стала задачей образования, а воспевание этого героизма - задачей культуры и искусства. "Мы должны воспитывать героев, - говорил Муссолини. - Кредо фашизма - героизм, точно так же, как кредо буржуазии - эгоизм".

Однако общество милитаризованное, общество, свято верящее в своё высшее предназначение и не допускающее инакомыслия и оппозиции, не может не быть замкнутым обществом. Любое проникновение со стороны приведет к нарушению идеологического, политического, культурного единства и целостности и в конечном итоге угрожает стабильности тоталитарного общества и, тем самым, благоденствию его граждан. Таким образом, культурная автаркия является неминуемой и обязательной чертой тоталитарного общества, и ее наличие является одним из показателей тоталитарной общественной системы.

Замкнутость тоталитарных режимов отразилась и в однозначно прослеживаемой линии провозглашения собственного национального и исторического превосходства над всеми остальными народами. Прямолинейно такая линия была выражена в политике и идеологии гитлеровской Германии, подчеркивавшей превосходство немцев и немецкой культуры; почти столь же последовательно превосходство итальянской культуры подчеркивалось фашистским режимом. Несколько более сложной была ситуация в сфере культуры в сталинском Советском Союзе, где создавался своеобразный синтез "советской культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию".

Особое место в системе культурной политики тоталитарных режимов занимает сфера управления и контроля, которая в разной степени успешно функционировала в рамках практически каждого из тоталитарных режимов, особенно эффективно - в СССР и Германии.

Культура должна обеспечивать пропагандистскую деятельность и воспевать достижения и успехи режима, величие его свершений и героизм борцов - соратников. Человек должен жить среди величественных памятников, в окружении огромных и прекрасных (хотя последнее и не обязательно) зданий, и подсознательно ощущать, что только великое общество могло создать такие грандиозные сооружения. Не случайно практически все реальные режимы тоталитарного типа обращались к идее перестройки своей столицы, которая тем самым мыслилась как Столица Мира, как архитектурное воплощение величия тоталитарного режима. Гитлер планировал перестройку Берлина как столицы Тысячелетней Империи с грандиозным Народным Домом в центре города; Муссолини мечтал о создании в центре Рима зданий и сооружений, достойных величия фашистской эпохи; Сталин предполагал преобразовать Москву в "образцовый коммунистический город" с Дворцом Советов в центре, на месте снесенного храма Христа Спасителя.

Таким образом, тоталитарное общество создаёт свою, особенную, самостоятельную и самодостаточную культуру, ориентированную на "внутреннего" потребителя, ставящую своей целью поддержание идеологической стабильности общества и государства. Подводя итог, можно отметить, что в тоталитарном обществе существует автаркия культуры.

Нестерова Т.П.

 

Это должен знать каждый

- Юность Петра Первого
- Эрих Фромм
- Кто такие Патриции
- Семь чудес света
- Советские и нацистские плакаты
- Древняя Греция
- Как нужно правильно истолковать Карла Маркса
- Виды цивилизаций
- Афоризмы о боге
- Мастер и Маргарита
- Мы и Смерть по Фрейду

Реклама

Реклама
Реклама
Реклама
Посмотреть на ГУМАНИТАРИСТЕ еще подобные статьи

 Рефераты Курсовые Дипломные Контрольные Домашние задания помощь в учебе

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК                      РЕКЛАМНЫЙ БЛОК                      РЕКЛАМНЫЙ БЛОК  

   
   
 

По всем вопросам обращаться Gumanitarist@narod.ru

Rambler's Top100

Hosted by uCoz